Участников форума поприветствовал и.о. директора департамента международного сотрудничества Минтранса России Дмитрий Шиян. Дмитрий Викторович подчеркнул важность укрепления межрегиональных связей между Россией и Казахстаном для развития евразийского пространства.
- 12 субъектов России и 8 областей Казахстана находятся в непосредственной связи вдоль границы. Мы продолжаем активную работу по укреплению транспортной связуемости между странами. За последние десять месяцев наблюдается рост пассажиропотока на железнодорожном транспорте. Существенно возросли авиаперевозки – рост составил 26% за девять месяцев 2023 года, - рассказал Д.Шиян. Он также отметил, что в прошлом году подписаны четыре плана мероприятий для синхронизации развития железнодорожных и автомобильных пунктов пропуска. Планируется подписание межправительственного соглашения для развития приграничного взаимодействия.
Нурлан Кенесов, директор департамента транспортной политики Министерства транспорта Казахстана, выразил благодарность Министерству транспорта России и руководству Башкортостана за всестороннее сотрудничество в области транспорта. По словам Нурлана Маратовича, Казахстан и Россия занимают ключевые позиции в евразийской транспортной системе.
- Благодаря своему уникальному географическому положению, а также развитой инфраструктуре и прочным экономическим связям мы не только связываем Европу и Азию, но и создаём основу для устойчивой конкурентоспособной транспортной системы. Расширение таких межрегиональных связей способствует интеграции и развитию бизнеса, - сказал Нурлан Маратович и отметил динамичное развитие транспортного логистического сотрудничества. – На сегодняшний день Казахстан завершил реконструкцию своей части коридора Западная Европа – Западный Китай, сейчас ведем активную работу по ее модернизации и ждем завершения аналогичных работ на российской стороне, включая такие участки, как Оренбург, Казань, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург.
Н.Кенесов упомянул также о развитии трансграничного речного судоходства, особое внимание при этом уделил важности рек Иртыш и Урал для транспортных связей. Потенциал увеличения грузопотока - до 2,5 миллионов тонн.
- Мы твёрдо убеждены, что тесное взаимодействие между нашими странами является залогом успешного будущего. Казахстан выражает готовность к совместной реализации всех инициатив, направленных на укрепление транспортной инфраструктуры, развитие межрегиональных связей и повышение устойчивости нашей транспортной системы, - заключил он.
Член комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Совета Федерации РФ Олег Голов рассказал о межпарламентском сотрудничестве. Он подчеркнул высокий уровень двусторонних отношений и важность законодательного обеспечения договоренностей на высшем уровне.
- Высокий уровень двухсторонних отношений достигается во многом благодаря тесным контактам лидеров наших стран, которые задают тон и динамику межгосударственным связям на всех уровнях. Такое взаимодействие мы выстраиваем в рамках заседаний Комиссии по сотрудничеству между Советом Федерации и Сенатом Парламента Республики Казахстан, - подчеркнул спикер и ключевым направлением назвал обсуждение перспектив развития международного транспортного коридора «Север-Юг». Особое внимание было уделено расширению сотрудничества в таких областях, как сельское хозяйство, переработка, машиностроение и энергетика.
Вице-губернатор Оренбургской области Игнат Петухов рассказал о совместных планах с Казахстаном. По его словам, через Оренбургскую область проходит около 20 миллионов тонн грузов ежегодно. В 2022 году было выделено 300 миллионов рублей на мероприятия по увеличению пропускной способности. Также планируют увеличить долю контейнерных перевозок через Оренбургскую область, а также модернизацию пяти пунктов пропуска до 2030 года с вложением более 10 миллиардов рублей.
Участники мероприятия обсудили вопросы, касающиеся инвестиционных предложений, транзитных перевозок, роста доли железнодорожных перевозок в общем грузопотоке, перспектив мировых контейнерных перевозок, логистических и финансовых платформ, платежей и финансовых операций в условиях санкционных ограничений и др.